В настоящее время никого не удивляют банкротства компаний, работающих в разных сферах. Однако все чаще признавать свою финансовую несостоятельность стали и страховые организации.

Регулировка деятельности страховых компаний

Регулировка деятельности страховых компанийВ последнее время отмечается тенденция участившегося сокращения страховых организаций на рынке. Связано это, прежде всего, с тем, что в 2012 законом «Об организации страхового дела в РФ» принято, что уставный капитал страховщика должен превышать 120 миллионов рублей.

Когда данное требование вступило в силу, ряд страховых компаний обанкротился, включая даже некоторых представителей топ-30. Иные организации объявили о слиянии с более крупными компаниями, но даже после этого время от времени страховщики признают себя финансово несостоятельными в арбитражных судебных инстанциях.

Когда наступает банкротство?

Признаки банкротства страховой компании, по сути, сводятся к тому, что организация не может выполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами.

Согласно положениям закона «О несостоятельности» от 2002 года признать страховую организацию банкротом можно в следующих случаях:

  1. Если общие требования кредиторов составляют более 100 тысяч рублей, и обязательства перед ними не выполняются на протяжении более 14 дней.
  2. Когда на протяжении 14 дней не выполняются обязательства перед кредиторами, согласно решению суда, независимо от суммы задолженности.

Особенности инициации процесса

Право объявлять банкротство имеет как компания-должник, так и ее кредиторы. В случае, если заявление составлено верно, к нему приложена необходимая документация иОсобенности инициации процесса оплачены судебные издержки, арбитражный суд даст ход делу.

Банкротство страховых организаций включает следующие этапы:

  1. наблюдение;
  2. финансовое оздоровление;
  3. внешнее управление;
  4. конкурсное производство.

Согласно изменениям в законодательстве от 2010 года, предусмотрена еще одна стадия – предупреждение банкротства, рассматриваемая в качестве альтернативы финансовому оздоровлению.

Деятельность временной администрации

Если заявление о признании страховой организации банкротом принимается арбитражным судом, назначается временная администрация, к которой, по сути, переходит руководство компанией.

Временный управляющий для проведения стадии наблюдения назначается на срок от 3 до 6 месяцев. Этот период может быть продлен еще на три месяца, если в арбитражный суд будет направлено ходатайство с соответствующим прошением от временной администрации.

Назначенная администрация имеет право получить доступ ко всей документации страховщика, по всем видам предоставляемых услуг. Если решением суда деятельность компании приостановлена, все бланки строгой отчетности изымаются временной администрацией и передаются на хранение в организацию, гарантирующую сохранность документации.

Основной задачей временной администрации является восстановление платежеспособности страховщика, а не его ликвидация.

Стадия финансового оздоровления  и ее альтернатива

Прежде всего, необходимо рассмотреть нововведение, выступающее альтернативой финансовому оздоровлению. Это предупреждение банкротства страховщика.

Когда руководство или основатели страховой компании выявляют ухудшение своих финансовых показателей, появление отрицательного баланса и т.д., невозможность выполнять свои финансовые обязательства, представители компании-должника сами могут Стадия финансового оздоровленияпринять меры, призванные предотвратить банкротство страховой организации. К таким мерам относятся:

  1. дополнительное финансовое вливание (от руководства или учредителей компании или третьих лиц);
  2. реструктуризация активов и пассивов компании;
  3. реорганизация структуры компании (слияние, поглощение и т.д.);
  4. иные меры, разрешенные законодательством РФ.

Руководство страховой компании обязано составить план действий по восстановлению платежеспособности компании и представить его в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР). Самовольное предупреждение банкротства является нарушением закона.

На время выполнения процедур по восстановлению платежеспособности страховщика ФСФР может назначать временную администрацию.

Когда речь идет непосредственно об этапе финансового оздоровления, никого извещать не надо, меры принимаются те же, только проводит процесс уже финансовый управляющий, назначаемый судебной инстанцией.

Конкурсное производство – особенности проведения

Стадия внешнего управления вводится крайне редко в процессе банкротства страховых компаний, поскольку судебная практика показывает непрактичность данного этапа. Его наличие только затягивает процедуру банкротства.

Если восстановление платежеспособности страховщика невозможно на стадии финансового оздоровления, процесс переходит в этап конкурсного производства.

Как только суд ввел в отношении организации процедуру конкурсного производства, назначается конкурсный управляющий для ведения дела. На протяжении трех дней с момента вынесения решения ему должны предоставить всю документацию, печати и штампы компании, а также материальные и иные ценности, находящиеся на резерве фирмы.

Сам управляющий должен в 10-дневный период с момента своего назначения известить ФСФР о том, что дело перешло в этап конкурсного производства.

Особенности банкротства страховых организаций на этом этапе заключаются в том, что конкурсный управляющий проводит опись имущества, находящегося во владении компанией, выставляет его на торги, комплексно или по отдельности. Продажа осуществляется по оценочной стоимости. Вырученные средства направляются на удовлетворение требований кредиторов.

Очередность погашения задолженности перед кредиторами

Законодательством установлена определенная очередность выплат кредиторам, независимо от времени их внесения в общий реестр.

Первая очередь – это погашение задолженности перед теми, чьей жизни или здоровью был нанесен вред действиями компании. Таких кредиторов зачастую либо совсем нет, либо очень мало.

Вторая очередь – это сотрудники фирмы, перед которыми у компании осталась задолженность, согласно заключенным трудовым договорам.Очередность погашения задолженности

Третья очередь – это непосредственно клиенты страховой компании, но и среди них выделяется очередность погашения задолженности:

  • Сначала возвращаются долги страхователям по договорам обязательного страхования.
  • Затем проводятся выплаты по договорам личного страхования.
  • Следующими в очереди стоят страхователи, заключившие договор страхования гражданской ответственности на случай причинения вреда жизни или здоровью.
  • Далее выплачиваются долги перед клиентами компании по договорам страхования гражданской ответственности по случаю причинения вреда имуществу.
  • В конце удовлетворяются требования всех остальных кредиторов, с которыми заключены договоры страхования.

Если клиенты узнали о том, что оформляется банкротство страховой организации, с которой у них заключен договор, необходимо подать заявление о включении себя в реестр кредиторов, причем желательно сделать это в первый месяц с момента начала процедуры, поскольку тогда у клиентов будет право голоса на собрании кредиторов.

Если на протяжении двух месяцев с момента извещения о начале процесса, кредитор не обратился с заявлением, его прошение не принимается (за исключением уважительных причин, по которым кредитор не имел возможности заявить о своих правах).

Please wait...
Также читайте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *